Вход на сайт

To prevent automated spam submissions leave this field empty.

Вы здесь

Главная

Маргарита Махнева: убегать приятнее, чем догонять

ImageТакой сильной женской сборной по гребле на байдарках и каноэ, как сейчас, в Беларуси ещё не было. И одним из её лидеров является обаятельная Маргарита Махнева, которую так и хочется сравнить с ярким солнышком — таким же золотистым и всегда улыбающимся.

Одна из лучших загребных в мировой элите, она давно стала завсегдатаем престижных пьедесталов. Правда, на чемпионатах мира прежде выше третьей ступеньки не поднималась. Нынче же в Милане смогла наконец проторить дорожку на самый верх, причём дважды. Добиться же победного дубля на главной регате года, как Маргарита призналась в эксклюзивном интервью «СП», помогло напутствие старшего тренера сборной Геннадия Галицкого:

— Отправляя на финал в двойке на 200 метров, Николаич сказал нам с Мариной Литвинчук: «Девчата, нужно верить в то, что выиграете, но не бояться проиграть». Думаю, эти слова вполне могут стать нашим девизом. К сожалению, у нас не сложился полуфинал в двойке на олимпийской дистанции. Вроде достойно его проиграли, но если бы вы знали, как душили потом обида, горечь и разочарование. Вместе с тем эта неудача сделала нас по-спортивному немножко злее. Мы собрали всю волю в кулак и постарались доказать, что не зря целый год усердно тренировались. Мы наконец-то выиграли у венгерок, которые не на шутку расстроились.

— В спринтерской двойке вы доминировали по ходу сезона. И здесь в триумфе не сомневались?

— Это действительно наш вид программы, в котором были уверены. Вместе с тем уже в Италии ощутимо придавил груз ответственности, ведь мы понимали, что от нас все ждут именно «золота». Нам очень хотелось показать, что способны побеждать не только на этапах Кубка, но и на чемпионате мира. И мы это сделали!

— Вы и в прошлом сезоне значились фаворитами…

— Но далеко не безоговорочными, потому как тем летом выиграли лишь чемпионат Европы и кубковую регату в Чехии. В «Крылатском» же ограничились «бронзой». Причину нестабильности я вижу в том, что мы только сели в двойку с Мариной. А нынче уже как выиграли континентальный форум весной, так эту планку не опускали. Накануне вечером, кстати, я пообещала своему первому тренеру Борису Михайловичу Мерцу завоевать лицензию в четвёрке, услышав в ответ известную поговорку: не говори «гоп», пока не перепрыгнешь. Но я не боялась сглазить себя. Считаю, наши мысли материальны. Поэтому нужно верить в то, что сможем добиться цели, а не сомневаться в этом.

— Пусть этот вид у вас и самый стабильный, но он и самый коварный: не вовремя зевнул — и всё потерял…

— Если честно, был момент в финале, когда я на секунду испугалась. Здесь, как вы знаете, нет обводного канала, где бы лодки могли разминаться, не мешая при этом тем, кто идёт гонку. Итальянцы поставили ограждение, но чисто символическое, которое не спасало от «болтанки» на дистанции. Когда Марину немножко подбросило, мне тоже сразу стало тяжело. А как только ты приостанавливаешься, соперницы получают преимущество и могут вырвать «нос». И всё же мы смогли удержать пальму первенства. Хотя сразу после финиша не были уверены в этом. Но и когда узнали, что чемпионки, старались сдерживать эмоции, ведь буквально через 35 минут предстоял ещё более ответственный финал в четвёрке на «пятисотке», на кону которого стояли олимпийские лицензии. Признаться, я до сих пор не могу до конца поверить, что мечта сбылась, и мы — сильнейшие в мире.

— Вам удалось заглушить наверняка рвавшуюся наружу эйфорию?

— Хотя нас и пытались многие поздравить с первой победой, мы просили подождать финиша в четвёрке. В ней поставили себе задачу: минимум — лицензия, максимум — медаль. Понимали, что нам это по силам. Тем более квалификация убедила, что и здесь мы одни из фаворитов. Под вопросом оставалась только венгерская сборная — действительно очень сильная. Возможно, на руку нам сыграл тот факт, что они поменяли свой экипаж. Или действительно пришло наше время.

А ведь мы стояли перед дилеммой: не пожертвовать ли двойкой вообще, не пройти ли её спокойно. Когда Николаич завёл разговор об этом, мол, они не сочетаются в Милане, я сразу ответила, что очень хочу стать чемпионкой мира, пусть и не в олимпийской дисциплине. Тем более нынче мы успели завоевать титулы на континентальной регате и Первых Европейских играх. Надеялись и завершить сезон на мажорной ноте. И я благодарна тренеру, поверившему в нас и старавшемуся всячески поддержать.

— Тот факт, что ветер с попутного изменился на встречно-боковой, не смущал?

— Особо нет. Правда, перед четвёркой появлялись мысли: нужно доехать, не сбиться, пройти свою гонку, тем более это последний серьёзный старт в сезоне.

— Строили заезд, как всегда, с акцентом на мощный старт?

— Всегда приятнее убегать, чем догонять. Мы пробовали разгоняться не так быстро, но ничего за счёт этого не выигрывали. При более же агрессивном начале вторая часть дистанции у нас получалась, как у всех. Лодка должна набрать ход, а для этого нужно быстро стартовать. Не менее важный момент: нельзя нести четвёрку, её нужно везти. Если мы это научимся делать, у нас всё получится. Хотя в ходе сезона не скажу, что много тренировались в ней. Мы придерживаемся другой тактики: если ты сильна в одиночке, значит, хорошо будешь выглядеть и в командных экипажах. Поэтому преимущественно в одиночках и тренировались.

— Весной вы завоевали титул чемпионок Европы, сейчас — мира. Какой из них дался тяжелее?

— Лично мне, наверное, первый. Дело в том, что в Рачице не было основных конкуренток — немок и венгерок. И поэтому от нас все ждали только победы. Несмотря на то что тренировались мы одним составом, а буквально за день-два до старта вместо Надежды Лепешко села Александра Гришина. Геннадий Николаевич нам, помню, сказал: «Если хотите что-то доказать, должны выиграть корпус». В общем-то, почти так и получилось. Ближайшим соперницам — украинкам — мы привезли полторы секунды.

— Второй номер у вас менялся по ходу сезона трижды…

— Видимо, тренеру хотелось найти ещё лучший вариант. Как говорят, совершенству нет предела. Изначально пробовали Сашу Гришину, причём не на втором, а на первом номере. За ней сидела Марина Литвинчук, затем Оля Худенко и я. И всё вроде было неплохо, пока не начались интервальные тренировки. На скорости у нас ничего не получалось. Поэтому в Рачице я села на загрёб, а Саша — на второй номер. Софью Юрченко, у которой погиб отец, мы решили таким образом поддержать. Вряд ли это был эксперимент с целью возможного её закрепления в экипаже. С Софьей мы стартовали на чемпионате страны. А потом вернулись к прошлогоднему варианту с Надеждой Лепешко.

— Вы как загребная чувствуете, кто сидит за вами?

— Конечно. Венгерская сборная тоже внесла коррективы. Они посадили сильную одиночницу на четвёртый номер, которая в этой лодке не смотрится. На этой позиции нужно быть, как мы говорим, толкачом. Наша Марина Литвинчук идеально подходит для этой роли. Дело в том, что, когда ты умираешь на дистанции, важно, чтобы сзади кто-то поддавал импульс, подталкивал. Если я этого не буду чувствовать, как бы ни хотела, не раскручусь.

— Вы вполне освоились на позиции загребной или не прочь махнуться ею с кем-нибудь из подруг по команде?

— Иногда не прочь пересесть на другой номер. Первый слишком ответственный. Когда к тебе подходят и говорят, что ты должна сделать так-то и так-то, всё зависит от тебя, это давит: я понимаю, что гребут за мной, какой я темп предложу, так и все пойдут. Нужно хорошо взять старт и вовремя сделать переход, чтобы девочки за мной повторили. Это в одиночке можно грести, как хочешь, а в четвёрке нельзя забывать, что ты часть команды. Это довольно тяжёлый груз, но, видимо, я неплохо с ним справляюсь?

— По крайней мере, специалисты называют вас одной из лучших загребных, мастерски умеющих провести лодку по дистанции…

— Мы накануне пересматривали с мужем Вадимом Махневым полуфиналы. И мне показалось, что у испанцев первый номер грёб почти как я — легко и при этом с хорошим продвижением. На тренировках, кстати, у меня многое не получалось. По моим ощущениям, лодка не шла. Может, это и не нужно было тогда. Главное, чтобы она полетела на основных регатах.

— Несмотря на то что миланская акватория не самая лучшая для отбора на Олимпиаду, вы её вправе считать счастливой?

— А я заметила, что на, скажем так, проблемных каналах, мы всегда удачно выступаем. В прошлом году в Бранденбурге идентичные условия были. Там сбивала боковая волна. Но это не помешало нам стать чемпионками Европы на 200 метров. И здесь вроде мешала отработка от разминающихся, но ведь не только нам, а всем. То есть все были в одинаковых условиях. Возможно, мы оказались лучше готовы к этому. Но чемпионат мира, да ещё лицензионный, желательно, конечно, проводить на лучших каналах.

— Неудачу в полуфинале двоек на 500 метров главный тренер сборной Владимир Шантарович объяснил исключительно плохим днём для вас…

— Нам действительно было по силам попадать в главный раунд. Я задавала себе вопрос, что произошло, что мы сделали не так. Думаю, допустили ошибку уже на старте, пойдя не свою гонку. Далековато отпустив соперниц, мы бежали вдогонку, но, к сожалению, не настигли их. В любом другом заезде, кстати, наших секунд хватило бы для выхода в финал. Но что сделаешь. Это спорт, где без поражений, без разочарований не бывает побед. Видимо, мы должны пройти через это. Дальнейшая судьба этой двойки пока под вопросом. Возможно, в следующем сезоне я уже не буду в ней сидеть. Я знаю, что не настолько накачана, как другие девчонки. Но следующий сезон олимпийский. Готовиться к нему собираюсь очень серьёзно. И, надеюсь, исправлю ситуацию. Работать действительно есть над чем.

— Показалось, что перед полуфиналом вы даже мысли не допускали о том, что не сможете преодолеть этот барьер…

— Абсолютно верно. Просто ошиблись с тактикой. Я всегда говорю, что нужно нарабатывать три разных варианта: против ветра, по ветру и по штилю. К сожалению, «пятисотку» в двойке нам нынче почти везде приходилось ходить при встречном ветре, после чего тренеры говорили, что я не могу её доехать. Такая же погода прогнозировалась и в Милане, к чему и готовились. Но в полуфинале дуло в спину, причём ощутимо. Мы же этого не учли — пошли, как при встречном ветре.

— Самое обидное, что и ваш муж Вадим с Тарасом Валько в спринтерской двойке тоже остановились в шаге от финала?

— Да, мы хлебнули, что называется, из одной горькой чаши. Они в предварительном круге пропустили литовцев, мы — румынок. В итоге попали в сильнейшие полуфиналы, где финишировали четвёртыми. Всё идентично. Видимо, на самом деле это был не наш день. Хотя я очень переживала за Вадима, верила в их экипаж, хотела, чтобы они добыли лицензию. Естественно, поддержала их, сказала, что нечего киснуть, в следующем году ещё будет шанс попробовать отобраться в Рио.

— И с каким настроением отправляетесь на тест-регату в Бразилию?

— Честно сказать, ничего от неё не жду и ни на какие результаты не настраиваюсь. Главное — посмотреть, как проходит адаптация. Побывавшие там россияне рассказывали, что в первые дни буквально «умирали», настолько тяжело было. Выступать мы сейчас будем на арендованных лодках наверняка не лучшего качества. Словом, не знаю, насколько серьёзной будет эта регата. Слышала, что там ещё даже канал не обустроен. И с водой имеются проблемы. Поэтому пока я больше думаю о Капакабане. Уж очень хочется отдохнуть. А биться за медали будем в следующем году.

Елена Данильченко

 

 

Поделись: