Вход на сайт

To prevent automated spam submissions leave this field empty.

Вы здесь

Главная

От императорского яхт-клуба до гребной базы «Стрелка»

Image

Здание в псевдоготическом стиле из красного кирпича со шпилем на мысу острова Балчуг в районе Якиманка соседствует с памятником Петру I. Соседство интересное: здание это относилось к популярнейшему яхт-клубу, а Пётр I был их зачинателем в России. Однако сейчас «Стрелка» не действует, в то время как раньше это было популярнейшее место, воспитавшее выдающихся спортсменов.

История гребли в России начинается с Петра I и с Санкт-Петербурга: сначала по указу императора там был учреждён первый в мире яхт-клуб «Невский флот». Правила ведения гонок тоже родом из этого города — их утвердил Санкт-Петербургский речной яхт-клуб, открывшийся в 1860 году. Спустя 7 лет по прошению энтузиастов такая же организация появилась и в Москве. Преодолев все бюрократические препоны, 6 июля 1867 года Московский речной яхт-клуб принял устав и распахнул двери желающим.

Это были двери совсем не того красного здания, которое сейчас ассоциируется со «Стрелкой» — его к тому времени ещё не построили. Хотя локация на Балчуге приглянулась сразу: тут было удобно разворачиваться судам, а само место было границей между аристократической и купеческой Москвой, что увеличивало потенциальную аудиторию клуба. Там оборудовали плавучий пирс и арендовали казённый сарай для хранения инвентаря.

Начальство у яхт-клуба было интересное. Его первым командором стал московский губернатор, тайный советник Иван Фонвизин — внучатый племянник легендарного драматурга. Фонвизин пожаловал землю у своей «Васильевской» дачи как летнюю резиденцию клуба. Также там проводились гонки. Вице-командором стал Яков Пуаре, который также содержал в Москве гимнастическую школу.

Члены клуба собирались и в других зданиях в Москве — в частности на Покровке. Кстати, членство было не самым дешёвым: 15 рублей единовременный взнос и столько же стоил годовой абонемент. С собой разрешалось приводить гостей, но за них также надо было платить и нести полную ответственность. К 25-летию Московского императорского яхт-клуба было решено отстроить своё здание, по сей день сохранившееся на Стрелке. Архитектором стал Карл Трейман.

Помимо гонок, московский клуб должен был заниматься благотворительностью и спасательной деятельностью. Яхтсмены тренировали спасателей, арендуя бассейн в Сандуновских банях. Также они курировали создание спасательных станций. И именно Императорский яхт-клуб подарил москвичам «речные трамвайчики».

Помимо этого, клуб просто был пристанищем бомонда. Буфет славился на всю Москву: ещё бы, ведь членами клуба являлись «коньячные короли» братья Шустовы — так что там не было недостатка в хорошем спиртном. Братья впоследствии сами стали командорами яхт-клуба. А один из них, Сергей Шустов, выиграл первый кубок на первенстве России по академической гребле.

Гонки, ради которых и создавался яхт-клуб, конечно, тоже занимали огромную часть его жизни. Однажды провели даже женские гонки — на них был аншлаг. Ставились рекорды и на мужских соревнованиях. Журналист и писатель, автор книги об истории парусного спорта в России Сергей Борисов писал, что клуб видел и такие рекорды, как 3 версты с двумя поворотами на распашной «двойке» за 16 минут с небольшим, 2 версты с 2 поворотами на ялике за 15,5 минуты.

После революции клуб, конечно, национализировали, он стал называться гребной базой «Стрелка», а с открытием парка Горького гребные соревнования перешли на Водный стадион. Тем не менее «Стрелка» воспитывала именитых спортсменов, а после войны стала специализироваться в основном на самых юных гребцах. До сих пор воспитанники «Стрелки» помнят тренера Раису Ширяеву — чемпионку СССР в 1958 году в одиночной гребле. Пятикратная чемпионка Европы в рулевой четвёрке Нина Шаманова также начинала свой путь в «Стрелке» у заслуженного тренера РСФСР Екатерины Титовой. А проникнуться атмосферой того времени можно, посмотрев «Королевскую регату», — фильм, который снимали на этой легендарной гребной базе.

Мой район

 

 

Поделись: