Вы здесь
Чего боятся спортсмены?
На прошлой неделе в культурном центре ЗИЛ состоялась лекция психолога Владимира Сопова «Спортивная психология». Необходимость психологической подготовки спортсменов, к сожалению, часто оказывается неочевидной не только стороннему наблюдателю, но и профессиональной федерации, что негативно отражается на результатах. Лектор рассказал о самых разных аспектах процесса работы спортсмена с психологом. Приводим сокращенную версию лекции.
Сегодня можно говорить о существовании нескольких разновидностей спорта: массовый детский и взрослый, резервы, спорт высших достижений. Кроме этого есть профессиональные коммерческие виды спорта со сложной организацией: футбол, баскетбол, хоккей, регби. Серьезная проблема возникает там, где спортсмены одновременно занимаются коммерческим и некоммерческим видом спорта, в пример можно привести футбол. Футболисты не могут понять, что за свою страну играют не за деньги, а по любви. Страсти разгораются, когда люди приходят в команду и начинают вести себя так, как хотят они, а не так, как считает правильным тренер команды. Доходит то того, что тренер не знает, что делать со сборной, и отказывается с ней работать. Но если вы думаете, что в профессиональном спорте все за деньги, то глубоко ошибаетесь. Я 11 лет проработал с хоккейным клубом «Динамо» (Москва), с Зинэтулой Билялетдиновым и Владимиром Крикуновым. С 2001 по 2008 год это был сильнейший профессиональный клуб, половина хоккеистов играла в НХЛ. Когда дело начинало сводиться к деньгам, именно они возмущались и говорили, что хоккей – это не только деньги.
В профессиональном спорте игрок – собственность клуба, он может быть куплен и продан, поэтому должен подчиняться и выполнять прописанные в контракте обязательства. В профессиональном некоммерческом спорте уже не так. Если ты занял первое место на Олимпийских играх, выплачивается 100 тысяч долларов премиальных, если второе и последующие, то меньше. Плюс социальный статус: спортсмены становятся социально значимыми, известными и уже не могут поступать так, как им хочется. Вот прорекламировал Алексей Немов виски и подвергся такой обструкции со стороны общественности, журналистов и Госдумы, что теперь жалеет.
Спорт – это соблюдение режима и требований, существующих в конкретном виде или устанавливаемых тренером. В командных видах иногда можно наблюдать такое: чем жестче и опаснее, тем лучше спортсмен соблюдает режим. Футбол, однако, из этой закономерности выпадает, и с чем это связано – неизвестно.
В индивидуальных видах спорта люди более дисциплинированные, они настроены на соблюдение режима и укрепление здоровья. Кое-где здоровье довольно трудно сохранить, во фристайле, например, каждый второй спортсмен имеет как минимум один перелом, они даже рисуют на лыжах звездочки.
Поскольку спорт сам по себе неоднозначен, неоднозначно и отношение к нему. Замечено, что если нет громких побед, негатив болельщиков переносится на весь вид спорта. Если команды стараются достигать результатов за счет легионеров, интерес к клубу падает, болельщики перестают посещать игры, потому что феномен боления – болеть за наших, а как это можно делать, когда БК ЦСКА выходит на игру и там только один русский? За что тогда болеть, за бренд? Если мы теряем связь спорт – болельщики, теряется и смысл воспитательной роли спорта.
Зачем нужны психологи?
Подготовка спортсменов всеобъемлюща и включает в себя физическую, техническую, тактическую и психологическую. Если первые две разновидности тренеру понятны и доступны, потому что они, как правило, строятся на двигательной активности, то с тактической и особенно психологической – масса проблем. Спортивный психолог универсален, он и психотерапевт, и психодиагност, он должен уметь проводить командные тренинги, заниматься конфликтологией и быть немного невропатологом. Тренер всем этим владеть не может. Спортивная психология успешно работает во всем мире, беда лишь в том, что в современных условиях очень часто руководят клубами и командами люди, которые спорт знают плохо или не знают вообще, и поэтому психолог им, как они думают, не нужен.
Психологи в команде – кто это? Во-первых, это специалисты, закончившие факультет психологии, педагогический институт или институт физкультуры, защитившие диссертацию в области психологических наук, по спортивной психологии. Есть несколько вариантов:
- Психологи центра спортивной медицины Федерального медико-биологического агентства отдела медико-психологического обеспечения сборных команд. В нем работает около 30 специалистов по согласованию с федерацией. Но федерация не всегда понимает роль психологии и считает, что психолог не нужен, например, так обстоят дела в федерации биатлона. Какие только специалисты не начинали у них работать, но когда меняли тренера, меняли и психолога.
- Психологи центра спортивной подготовки Министерства спорта. Их там меньше, и, как правило, они работают комплексными научными группами: педагог по виду спорта, биохимик, биомеханик, видеооператор, психолог и специалисты, которые важны для данного вида спорта. Например, в водных видах спорта есть специалисты, изучающие правильность движения тела в воде, и на этом строится техника гребли.
- Психолог работает самостоятельно по контракту с федерацией, Министерством спорта или напрямую с клубом, спортсменом. Парадокс в том, что специалисты в основном работают именно так. Бывает, что у спортсмена не получается работать с психологом из-за тренера. Тренер – жуткий ревнивец, он готов удавить любого, кто попытается отнять у него власть и влияние на спортсмена. Также может помешать руководство, если оно полагает, что психолог не нужен. Тогда тренер и спортсмен обращаются к нему тайно. И еще один момент непонимания – когда нет условий, чтобы оплатить работу психолога. Дело доходит до того, что за помощью к нему обращаются со словами: «А зачем вам платить? Вы же материал соберете для своей диссертации!»
Психологическая подготовка спортсмена делится на три группы воздействия. Первая – психодиагностика, это процедурные вещи, связанные с оценкой личности спортсмена, его мотивацией, психомоторикой. Также идет прогнозирование годности к тому или иному виду спорта. Если мы работаем с детьми, то в возрасте 10–11 лет при помощи тестов можно определить склонность. Если вы знакомы с типами темперамента, то вам известно, что флегматик устойчив к стрессам, надежен, вынослив, но он медленный. Все делает правильно, но вчера, и он точно не может быть годен к боксу, хоккею, волейболу.
Вторая группа – обучение саморегуляции, психотехника, аутотренинги и идеомоторная тренировка, то есть мысленное выполнение движений. Это знают все психологи, но они не знают главного – вид спорта, в который они пришли работать, или спорт в целом, если сами они им никогда не занимались. Мало знать методы, нужно быть спортсменом: если вы не бегали кросс, не терпели до потери пульса, то как вы объясните спортсмену, как преодолевать болевой финишный барьер? Как справляться с болью и со страхом этой боли? Самый сильный стресс – стресс ожидания чего-то. Сколько спортсменов хорошо тренировались, но по мере приближения соревнований менялись на глазах. У меня был случай, когда фехтовальщица сильно волновалась, и у нее ладони становились мокрыми. И вот она ждет выхода на разминку, и я, проходя мимо, вижу на полу лужицу, накапавшую с ее руки. Чтобы этого избежать, необходимо пройти обследование у невропатолога и обучиться приемам саморегуляции, чтобы убирать избыточное напряжение, спокойно и уверенно себя чувствовать.
Третья группа – методы взаимодействия с группой. Психолог должен уметь работать с группой спортсменов и тренеров, а также с родителями, близкими спортсмена. Я имею дело и с женами игроков. Перед игрой прекращается всякая телефонная связь, а чтобы жены не нервничали, я отвечаю на их звонки, успокаиваю. Но начиналось все непросто, был бунт, вплоть до того, что мы ущемляем права личности. С родителями тоже тяжело.
Родители юного спортсмена – тренерская беда. Они с трибуны диктуют ему, кого выпускать, а кого нет, кто и как должен играть.
Футбольная академия «Спартак» создала программу работы с родителями, им читают лекции о том, как они должны себя вести, также устав академии включает некоторые ограничения на поведение родителей.
Работа в команде ведется по определенной схеме. Каждый спортсмен должен рассматриваться в трех измерениях: социальное, биологическое и духовное «я». Нужно понимать, что он не существует абстрактно, а живет в некой среде. Его жизнь протекает по биологическим законам и циклам природы, биоритмам. Важно, когда человек родился, потому что в течение года биоритмы влияют на состояние: первые полгода он может быть успешным, вторые полгода неуспешным, а за два месяца до дня рождения – нулевым. Если он родился осенью, то летние виды спорта ему не подходят, это мы говорим родителям, когда они выбирают, чем ребенку заняться. Эта сфера измерения мало изучалась и использовалась, а преуспели в ней китайцы – наши основные конкуренты.
Вторая сфера – отношения с окружающими людьми – тренером, товарищами по команде, родителями, друзьями, группой поддержки, с теми, кто заинтересован в его результатах. Эту сферу надо тщательно изучать, потому что поведение должно быть неконфликтным, конфликты отрицательно влияют на способность спортсмена расти и прогрессировать.
Третья сфера – сам спортсмен, его индивидуальные особенности.
Главное, как ни странно, думать. Если человек не обдумывает то, что собирается делать, он совершает ошибочные действия. Сначала строится модель, а затем она наполняется двигательным содержанием. Чтобы построить модель верно, нужно помнить: адаптация в спорте построена на том, что нагрузки всегда будут только увеличиваться. Должно быть жесткое соответствие между особенностями индивидуальной психологии, системой тренировки спортсменов высокого класса и специфическими требованиями вида спорта. Например, некоторые специфические требования хоккея: быстрота и точность восприятия ситуации, скорость и точность реакции, точность управления движениями на коньках, устойчивость к грубому обращению, боли. Страх боли, смерти – важнейшие страхи, особенно в таких видах спорта, где регулярно спортсмены падают, получают ушибы, переломы.
При повторном возникновении таких травм спортсмен уже однозначно ждет боли. У меня были футболисты, которые получали перелом, и в дальнейшем в похожей ситуации они просто отпрыгивали от мяча.
Кроме этого, есть ориентиры готовности. Спортсмен не только должен точно выполнять свои обязанности, но и следовать командным установкам на игру. Чаще всего спортсмены идут более простым путем, они слушают установку тренера и играют только так, как он сказал, но этого мало, нужно добавить и собственное творчество. Один из спортсменов, способных на это, Александр Овечкин.
Какими качествами должен обладать спортсмен высокого класса?
- Индивидуально-биологические качества. Они коррекции не подлежат. Это свойства нервной системы: сила – слабость, подвижность – инертность, уравновешенность – неуравновешенность; тип темперамента; особенности реакции; психомоторный контроль – контроль пространства, темпа и времени, также контроль за микроинтервалами времени, что является важнейшей характеристикой во многих видах спорта; биоритмы.
- Свойства личности и способность к максимальной мобилизации. Это мотивация, но она четко делится на материальную и нравственную. Не стоит думать, что материальная доминирует, это ошибочно. Некоторые спортсмены с недостатком моральной мотивации устраивали забастовку, если их как-то не так похвалили.
- Лидерство. Основное психологическое качество чемпиона. Доминантный человек, который хочет быть первым, будет таковым, а кто не хочет, будет участвовать в таких видах спорта, где первым быть не надо. Например, в экипажных или командных видах.
- Агрессивность. Должна быть внутренняя дисциплина, когда тебя заставляют извне – плохо, если ты сам это делаешь – хорошо. Главная задача тренера и психолога – воспитать. Волевой самоконтроль выражается в чувстве «я этого не боюсь, я это сделаю».
Обучение психической саморегуляции необходимо, потому что от природы ею владеют 17% спортсменов. Статистика показывает, что на соревнованиях лучшие результаты показывают один-два спортсмена из десяти, если их не обучать. Также надо помнить, что если тревога высокая – плохо, если низкая – тоже плохо, мы становимся ленивыми. Знаменитый легкоатлет Карл Льюис проспал старт на стадионе «Лужниках» и прибыл на стадион, когда его забег уже финишировал. Как только мы опускаемся в зону нуля, когда нас ничто не тревожит, начинаются проблемы. Но совсем без проблем нельзя, если их нет, значит, нет ничего.
Чтобы спортсмен выступил успешно, он должен ко всем стресс-факторам относиться определенным образом. Предсоревновательные стресс-факторы: неизвестный противник, плохое оснащение соревнований, положение фаворита перед соревнованием, длительный переезд к месту проведения, постоянные мысли о необходимости выполнять поставленные задачи. Соревновательные стресс-факторы: отсрочка старта, необъективное судейство, неудачи на старте, реакция зрителей, упреки во время соревнований, болевой страх. Все они могут влиять как положительно, так и отрицательно и являются предметом обсуждения с тренером.
Есть несколько предстартовых состояний: оптимальное боевое, предстартовое благодушие, апатия, лихорадка, стресс. Психосоматический срыв и болевой финишный синдром были выделены в результате нашей работы. Психосоматический срыв – это уникальное состояние, которое возникает, когда все не просто хорошо, а классно, и спортсмен поверил, что он уже чемпион. А что тогда делает сознание и подсознание? Ну, раз уже победили, то зачем тогда напрягаться? Выключается все, и спортсмен начинает на глазах сдуваться и проигрывает.
Самое главное, чему нужно обучать спортсмена, – релаксация. Если он умеет расслаблять мышцы, снимать лишнее напряжение, можно идти дальше и учить его прочим психотехникам. Помимо выносливости во всех видах спорта важна скорость, а это быстро работающие расслабленные мышцы.
Ключ к успеху работы с психологом заключается в том, чтобы спортсмен поверил в то, что психолог ему дал, и принял это. Иначе использовать все полученные навыки не получится.
Яна Делюкина