Вы здесь
Новый взгляд на олимпийскую легенду
На большие экраны страны выходит драма "Первый на Олимпе", масштабная картина, созданная при участии телеканала "Россия". В центре этой ленты — история Юрия Тюкалова, человека, чье имя навсегда вписано в историю отечественного спорта как имя первого олимпийского чемпиона СССР по академической гребле. Это просто невероятно, что спустя десятилетия мы вновь возвращаемся к столь значимым страницам нашей истории.
Наследие ленинградца
Премьера в Петербурге, городе, где началась большая часть этой истории, получила особое значение. Юрий Тюкалов, великий спортсмен и выдающийся скульптор, почетный гражданин Петербурга, никогда не был забыт, но напомнить о его пути новому поколению — задача более чем актуальная. Актер Глеб Калюжный, исполнивший главную роль, прибыл на премьеру прямо с армейской службы, получив увольнение специально для этого события.
От дистрофии к золоту
Съемки в "Первом на Олимпе" стали для Калюжного настоящим испытанием, своего рода службой, требующей полгода интенсивных тренировок — от общей физической подготовки до практики на открытой воде. Передать манеру Тюкалова, его уникальный стиль, было важнейшей задачей. "У него была такая особенность, что он по поверхности сам летел, парил. Я смотрел, старался мимикрировать его технику", – поделился Глеб Калюжный. Это настоящий вызов для актера, стремящегося к достоверности.
История самого Тюкалова — это череда преодолений. Вчерашний блокадный ребенок, хмурый и нескладный, от него мало кто ожидал чуда. Диагноз "дистрофия" казался приговором. Однако всего через десять лет после этого Юрий Тюкалов принес СССР первое олимпийское золото. В Хельсинки в 1952 году, на первой для Советского Союза Олимпиаде, он не был фаворитом; предпочтение отдавалось американским и австралийским спортсменам. Его победа стала настоящей сенсацией.
Кадры, что летят по воде
Режиссер Артём Михалков стремился передать динамику и красоту гребли максимально реалистично. Съемки соревнований завораживают: лодки не плывут, а словно летят по водной глади. Для достижения такого эффекта были применены уникальные технические решения. "Был придуман специальный плот, единственный в мире, с которого велись съёмки, технически они были сложные. Плот был с определенным количеством двигателей, определенный сделали баланс. Вся съёмочная группа находилась на нём, крепилась к нему лодка", – рассказал Артём Михалков, раскрывая секреты кинопроизводства.
Мозоли чемпионов и несломленная воля
Консультировали Михалкова знаменитые российские гребцы, многие из которых присутствовали на премьере. Среди них — Юрий Кузьмич Бачуров, олимпийский призер игр в Риме и партнер Тюкалова по сборной. Он ярко описал характер чемпиона: "Когда он показывал свои ладони с гигантскими мозолями, разрезанными и с нарывами, и этими ладонями нужно было брать вёсла и выигрывать гонки, это говорит о человеке не только, как о спортсмене, а как о человеке твердой воли, мужества и потрясающей закалки". Это просто поразительное свидетельство о силе человеческого духа.
Гравюра и монумент: после триумфа
Получив премиальные за олимпийское золото, Тюкалов приобрел шведский граверный набор, ставший его верным спутником на долгие годы. Завершив спортивную карьеру, он полностью посвятил себя второй своей страсти — скульптуре. Его талант нашел воплощение в монументальном искусстве: Тюкалов стал одним из авторов величественного мемориала "Героическим защитникам Ленинграда", чеканное панно его работы украшает центр мемориального зала, который видит каждый, кто когда-либо прилетал в Петербург.
Эффект преодоления
"Первый на Олимпе" — это не просто спортивная драма; это кино с глубоким терапевтическим эффектом. Оно демонстрирует, что воля к победе и внутреннее спокойствие, возможно, не избавят от всех трагедий, но определенно научат их преодолевать. История Юрия Тюкалова, его путь от блокадного ребенка до олимпийского чемпиона и великого скульптора, служит ярким и вдохновляющим подтверждением этой простой, но мощной истины.