Вы здесь
Тень "звериного капитализма" над нижегородской греблей
В мире, где каждая пядь земли и каждый водный простор рассматриваются как потенциальный актив, лишь немногие островки истинного предназначения сохраняют свою первозданность. Гребные каналы, десятилетиями служившие кузницей спортивного мастерства, сегодня оказались под прицелом. То, что произошло с некогда процветающей греблей в Санкт-Петербурге, где из тридцати семи клубов осталось всего пять, должно стать тревожным звонком для всех, кто ценит спортивное наследие. Похоже, Нижний Новгород стоит на пороге повторения этого печального сценария.
На Гребном канале в Нижнем Новгороде, на территории школы с почти столетней историей, сгущаются тучи. Обещания модернизации, столь необходимые для развития детского спорта, оборачиваются скрытой угрозой. Родители юных спортсменов не верят в бескорыстность этих планов, и их опасения отнюдь не беспочвенны. Они видят за благими намерениями призрак коммерческой застройки, которая грозит вытеснить истинных хозяев этих вод.
Спортсмены здесь не избалованы комфортом. Немногочисленная инфраструктура, что имеется, создана усилиями ветеранов и тренеров — людей, искренне преданных своему делу. Душевых нет, нормальных крытых помещений для занятий тоже. Дети вынуждены разминаться на полу в эллингах в дождливую погоду, что вряд ли можно назвать современными условиями для воспитания чемпионов.
Мало того, что база в упадке, так еще и доступ к ней становится все более затруднительным. Раньше путь от площади Сенной к лодкам был прямым и удобным. Но появление «Центра скорости» перекрыло эту дорогу, вынуждая юных гребцов добираться до воды обходными путями. Это просто вопиющий пример того, как коммерческий объект безнаказанно отсекает спортивное пространство.
Разговоры о модернизации, к слову, здесь ведутся не первое десятилетие. Еще в конце 1990-х годов существовал проект многоэтажного комплекса с гребными бассейнами, но он так и не был реализован. В 2019 году появилось новое планировочное решение, которое полностью устраивало федерацию гребного спорта, спортсменов и ветеранов. Но и эта документация, как говорят, «была отправлена в мусорное ведро». Такая череда нереализованных проектов создает устойчивое ощущение системного саботажа.
И вот мы подходим к нынешней ситуации, которая вызывает самую серьезную тревогу. Корректность текущего техзадания на модернизацию, по мнению родителей, сомнительна. Документация, как оказалось, не была утверждена представителями Федерации гребного спорта. Но самое невероятное — это появление в родительском комитете рендеров коммерческой застройки. Речь идет о проекте Beach club, который якобы планируется разместить прямо в прибрежной зоне школы гребли. Это настоящая сенсация. В случае реализации такого проекта школе, по словам родителей, «останется один сарай».
Ситуация усугубляется и соседством с будущей гостиницей «H20». Родители опасаются, что инвестор может перегородить небольшой проезд, который сейчас используется как парковка. Если это произойдет, «школу также можно хоронить», — это очень точная и горькая оценка перспективы.
На фоне этих тревожных сведений официальные заявления регионального минспорта выглядят попыткой сгладить острые углы. Они сообщают о согласовании техзадания с руководством школы и передаче его проектной организации, обещают новый круглогодичный учебно-тренировочный комплекс с эллингами и безбарьерной средой. Визуальная часть, говорят, будет готова к концу 2025 года, после чего ее представят общественности. Далее проект направят в федеральное министерство для решения вопроса о реализации.
Однако на прямой вопрос о судьбе проекта Beach club ответ был деликатно уклончивым, хотя и с заверениями, что строительство объектов, не предназначенных для школы, не планируется, а акватория защищена договором водопользования. Заявление о том, что «любая внебюджетная деятельность может быть организована только в рамках установочной деятельности учреждения и для привлечения средств в бюджет самой школы», звучит как лазейка, способная легализовать нежелательные проекты под благовидным предлогом.
Обещания обеспечить удобные подходные пути к школе, в том числе через «Центр скорости», чья инфраструктура якобы будет доступна спортсменам, лишь подчеркивают то, что текущие проблемы были созданы именно бездумной застройкой. Это исправление последствий, а не предотвращение причин.
История Нижнего Новгорода становится наглядным уроком. Это просто иллюстрация того, как под маской модернизации и развития могут скрываться совсем иные интересы. Защита «гребных пространств» — это не просто борьба за спортивные объекты, это борьба за будущее поколений, за сохранение ценностей в условиях, когда «звериный капитализм» готов поглотить все на своем пути. Нам остается лишь внимательно следить за тем, чтобы слова оберегали дело, а не служили ширмой для его разрушения.
Материал подготовлен на основании информации открытых источников
